Источник: Международный авиационно-космический журнал «АвиаСоюз»

Журнал Авиасоюз

ОКБ «Аэрокосмические системы» –
ИМПОРТООПЕРЕЖЕНИЕ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Шадрин Валерий Владимирович

В 2020 году Корпорация «Промтех», важнейшим подразделением которой является ОКБ «Аэрокосмические системы», отметила 25-летие. О наиболее актуальных направлениях деятельности ОКБ рассказывает генеральный директор Валерий Шадрин.


«АС»: Валерий Владимирович, какие основные задачи сегодня ставит Корпорация перед ОКБ в рамках общей корпоративной стратегии развития?
В.Ш.: По мере выхода ряда важных проектов в отечественном авиастроении в фазу серийного производства для нас ключевой задачей на ближайшую перспективу станет сопровождение серийного производства в рамках программ самолетов МС-21, SSJ-100, Ил-76МД-90А, Ил-112В, Ту-160М2, Су-57, Су-35, вертолетов Ансат, Ка-226 и других не менее значимых для нас проектов в авиастроительной отрасли. В рамках сопровождения серийного производства в первую очередь будут решаться вопросы обеспечения сквозной цифровизации жизненного цикла изделий, повышения технологичности сборки и монтажа наших систем в составе борта самолетов и вертолетов, улучшение эксплуатационных характеристик разрабатываемого оборудования за счет снижения удельного веса.
Важнейший вектор нашего развития – наращивание объемов работ и укрепление позиций в программах создания перспективной ракетно-космической техники, реализуемых Госкорпорацией «Роскосмос».
Также в настоящее время в качестве перспективного направления развития мы рассматриваем возможность трансфера наработанных для авиации и космоса научно-технических заделов в интересах отечественного судостроения, в первую очередь, предприятий «Объединенной судостроительной корпорации». В рамках диверсификации производства успешно реализуем работы по проектированию высокотехнологичного оборудования морских надводных и подводных аппаратов, оборудования для газовой добычи.
При этом, с учетом вышесказанного, расширяется наше сотрудничество с предприятиями Госкорпорации «Росатом» в области создания инновационных решений для атомной отрасли, обладающих уникальными свойствами и зачастую не имеющих прямых аналогов в мире.
В настоящее время активно подключаемся к работам, инициированным и организуемым под эгидой Фонда перспективных исследований.

«АС»: Как следует из Вашей информации, импортозамещение – важный аспект деятельности предприятия.
В.Ш.: Да, это в высшей степени справедливо. Мы своей повседневной работой обеспечиваем нашим заказчикам независимость от зарубежных санкций, логистических рисков, связанных с пандемией коронавируса, колебаний валютных курсов.
Все наиболее критические для технологического цикла компоненты мы разрабатываем и производим самостоятельно, а материалы и полуфабрикаты, в том числе уникальные для нашей страны, – с привлечением профильных предприятий Корпорации «Промтех».
Отдельного внимания заслуживает разработка и постановка на производство трубопроводных систем самолетов и вертолетов: гидравлической, топливной, кислородной систем, системы пожаротушения. При разработке трубопроводных систем нового поколения был реализован целый комплекс мероприятий в рамках импортозамещения: в частности, разработана широкая номенклатурная линейка соединительной арматуры – фитингов, предназначенных для монтажа методом холодного обжима.
С учетом освоения гибки тонкостенных упрочненных труб-полуфабрикатов на трубогибных станках с ЧПУ в части технологичности изготовления и сборки трубопроводных систем самолета, мы смогли нивелировать отставание отечественного авиастроения от компаний Boeing и Airbus, обеспечив требуемый уровень весового совершенства конструкции трубопроводов. Следующим шагом является освоение технологии изготовления облегченных тонкостенных упрочненных авиационных труб, их внедрение на борту летательных аппаратов позволит дополнительно снизить примерно на треть вес трубопроводных систем. Эту творческую, но жизненно необходимую задачу мы решаем вместе со специалистами «Росатома».
В настоящее время мы переходим от мероприятий по импортозамещению к стратегии «импортоопережения», в ее рамках выполняем научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию и внедрению новых перспективных технологий, ранее не имевших аналогов в нашей стране и за рубежом.

«АС»: Вы затронули очень важную для авиации тему – снижение веса. Где Вы планируете использовать заделы ОКБ «Аэрокосмические системы» в этой сфере?
В.Ш.: В первую очередь, это, конечно, программа снижения веса нашего транспортного самолета Ил-76МД-90А. ПАО «Ил» и ОКБ «Аэрокосмические системы» разработали совместную программу, обеспечивающую снижение веса серийных машин на 1200 кг за счет модернизации топологии бортовой кабельной сети самолетов и применения новейших облегченных проводов, электросоединителей, экранирующих плетенок, защитных и монтажных материалов. 1200 кг! Основные постулаты этой программы используются также в рамках мероприятий по снижению веса военно-транспортного самолета Ил-112В.
Аналогичные мероприятия будут востребованы как в программах тяжелых самолетов – Ту-160М2 и ПАК ДА, так и в истребительной авиации и в вертолетной технике.
Однако, кроме снижения веса, среди ключевых вопросов, требующих неукоснительного решения, серьезного внимания заслуживает повышение технологичности сборки летательных аппаратов. Это напрямую влияет на длительность цикла сборки самолета или вертолета. Чем короче цикл сборки, тем больше единиц авиационной техники авиазавод сможет выкатить из цеха окончательной сборки в год, тем больше бортов получат наши военные и гражданские эксплуатанты.
С целью снижения трудоемкости сборки серийных самолетов нами была разработана и реализована концепция модульных конструкций высокой заводской готовности.
В ее рамках разработаны, испытаны и поставляются на сборочную линию в Иркутск комплексные встраиваемые стеллажи бортового оборудования (КВС БО), изготовленные с применением высокой доли композиционных материалов, и интегрируемые встраиваемые модули центрального пьедестала, приборной доски и боковых пультов в кабине пилотов.
Отличительной чертой концепции является то, что модули поставляются как готовые изделия с уже выполненным и прошедшим автоматизированное тестирование электрожгутовым монтажом – слесарям-сборщикам летательных аппаратов остается только механически закрепить модули в кабине и состыковать интерфейсные разъемы.
Для примера: внедрение подобной концепции сборки самолетов позволяет сократить цикл сборки Ил-76МД-90А на 58 дней.

«АС»: Расскажите, пожалуйста, как сегодня у Вас реализуются решения с внедрением систем автоматизированного проектирования, применением цифровых двойников, управлением жизненным циклом изделий.
В.Ш.: Очевидно, что цифровизация и открывающиеся с ней возможности управления процессом создания новых изделий предоставляют разработчикам и производственникам совершенно новые инструменты для сокращения сроков вывода продукции на рынок, обеспечения качества «с первого раза», скрупулезного планирования привлекаемых к реализации проекта трудовых и материальных ресурсов. На практике эти задачи решаются с помощью специализированных продуктов: систем автоматизированного проектирования (САПР, CAD), систем управления жизненным циклом изделий (PDM/PLM) и систем управления ресурсами предприятия (ERP).
Подавляющее большинство отечественных предприятий в процессе цифровизации производства делает ставку на приобретение сторонних, так называемых «готовых коробочных» программных продуктов, решающих указанные задачи.
Мы в этом вопросе вынуждены были пойти своим путем: в нашей области специализации – а именно в проектировании электрических бортовых кабельных сетей и гидравлических трубопроводных систем – стало очевидно, что для детального проектирования одного только «покупного» верхнеуровневого программного обеспечения явно недостаточно.
С учетом явного отсутствия на рынке готового специализированного программного обеспечения мы приняли решение разработать собственный продукт, который бы учитывал все отечественные требования к выполнению опытно-конструкторских работ и к оформлению документации со стороны наших заказчиков, который вобрал бы в себя алгоритмы разработки именно БКС и трубопроводных систем для получения оптимального результата, автоматизируя рутинные процедуры и защищая разработчика от непреднамеренных ошибок – так называемого «человеческого фактора». Мы назвали этот продукт САПР «МАКС».
В САПР «МАКС» вложены все наши знания и опыт, полученные при разработке бортовых кабельных сетей и трубопроводных систем. Мы постоянно совершенствуем САПР «МАКС», для этого у нас созданы идеальные условия: конструкторы, которые каждый день используют САПР «МАКС» для разработки новых систем, работают «через стенку» с программистами-разработчиками САПР. Наши специалисты убедились на собственном опыте, что в этом-то и есть главный залог успеха. Говоря простым языком, выглядеть это будет так: крупные международные игроки на рынке разработки ПО имеют в своем штате тысячи высококлассных программистов, но не имеют ни одного инженера-конструктора (электротехника или гидравлика), который бы мог внятно, последовательно и детально на практических примерах повседневно формулировать свои требования программистам.
При этом в стенах нашего ОКБ осуществляется постоянная обратная связь: в случае неправильного функционирования программного продукта программист узнает об этом от инженера-конструктора незамедлительно, ошибка устраняется практически мгновенно. В этом наш «секрет» стремительной эволюции программного продукта от идеи до вывода коммерческой версии на рынок.
В рамках ОКБ «Аэрокосмические системы» сегодня функционирует Центр САПР, имеющий в штате более 120 программистов. Перед ними поставлены новые, не менее амбициозные задачи по созданию инновационных инженерных программных продуктов, предназначенных для использования коллективами профессионалов в процессе разработки новых образцов авиационной, космической, морской и наземной техники.
При этом мы уделяем большое значение координации наших усилий с другими отечественными разработчиками специализированного инженерного программного обеспечения. За прошедший год нами разработано интеграционное решение для обеспечения бесшовного взаимодействия программных продуктов САПР «МАКС» и КОМПАС-3D. В рамках технологического партнерства с компанией АСКОН реализована возможность прямого обмена данными с 3D CAD-системой КОМПАС-3D.
Успешно пройдены испытания на корректность функционирования САПР «МАКС» в среде операционной системы Astra Linux.
В настоящее время на фоне успешного внедрения САПР «МАКС» в авиастроении при поддержке Департамента судостроения Минпромторга ведется работа по созданию специализированной системы автоматизированного проектирования для «Объединенной судостроительной корпорации» – САПР «ГАЛС».
Большое внимание уделяется совместным работам с «Росатомом» в части интеграции наших программных продуктов с их фирменной Системой поддержки жизненного цикла (СПЖЦ). Безусловно, СПЖЦ – это будущее рынка отечественных PLM-систем, и мы прикладываем все усилия, чтобы развивать свои продукты вместе с развитием СПЖЦ и участвовать в разработке этой перспективной системы, имеющей общегосударственное и системообразующее значение для отечественных высокотехнологичных отраслей промышленности.
Отдельной строкой в рамках наших работ следует рассказать о создании «программного обеспечения для сертификации программного обеспечения». Это не просто игра слов. Речь идет об узкоспециализированном ПО, которое будет применяться в рамках программно-аппаратного платформы для сертификации сложного авиационного бортового оборудования, имеющего в своем составе микропроцессорные и микроконтроллерные блоки и, соответственно, встраиваемое программное обеспечение, которое на этом «железе» выполняется. Такая платформа создается сегодня в ОКБ «Аэрокосмические системы» и предлагается потенциальным заказчикам под брендом «Программно-аппаратный комплекс «СЕВЕР» (ПАК «СЕВЕР»).
По мере поступательного развития и технологического прогресса окружающая нас в повседневной жизни техника становится все более сложной, соответственно в ее составе появляется все больше программного обеспечения, от которого начинает зависеть безопасность, здоровье и жизнь людей. Программируемое оборудование широко внедряется в морской, наземной технике, беспилотных летательных аппаратах. Поэтому в рамках наших работ по созданию «ПО для сертификации ПО» мы не собираемся останавливаться только на авиационных решениях, делаем универсальный базис, на котором можно построить специализированные решения для каждой из отраслей.
Как видите, мы очень серьезно относимся к вопросам цифровизации. Предоставляем нашим заказчикам инструмент, с помощью которого они самостоятельно могут автоматизировать процесс решения повседневных производственных задач.

«АС»: Сегодня большое внимание руководством страны и отрасли уделяется диверсификации производства с повышением доли гражданской продукции. Как ОКБ «Аэрокосмические системы» участвует в этом процессе?
В.Ш.: Безусловно, мы активнейшим образом диверсифицируем свое производство в сторону разработки и выпуска оборудования и систем для гражданской авиационной техники: это очень ярко видно на примере таких программ, как МС-21, SSJ-100/SSJ-NEW, Ил-114-300.
В общей сложности для этих самолетов ОКБ «Аэрокосмические системы» разрабатывает более трех десятков систем.
В качестве иллюстрации: в ближайшее время мы получим возможность совершать полеты по внутрироссийским маршрутам на серийных лайнерах МС-21 и SSJ-NEW, удобно устроившись в пассажирских креслах эконом- и бизнес-класса разработки ОКБ «Аэрокосмические системы».
Однако в части трансфера технологий наблюдается и обратная картина: трансфер гражданских технологий в проекты по созданию военной и специальной авиационной техники! Большая часть научно-технического задела, полученного при реализации гражданских программ, оказалась вполне применимой в программах создания ВВСТ и обеспечила качественное улучшение тактико-технических характеристик «военного» бортового оборудования. Речь в данном случае идет и о системах электроснабжения, и о бортовых кабельных сетях, и об агрегатах и трубопроводах гидравлических систем, и о системах кондиционирования воздуха, и о внутрикабинном и внешнем светотехническом оборудовании, о противообледенительных системах и системах пожарной защиты… Поэтому работы у нас, как видите, «непочатый край»!

«АС»: Благодарю Вас, Валерий Владимирович, за интересное и информативное интервью! Желаю Вам продолжения успешной и плодотворной работы, а также новых интересных контрактов на авиасалоне МАКС-2021!

Вопросы задавал Илья Вайсберг